Какая реклама бывает в Интернете?В интернете каждый - рекламист самого себя. Все животные делятся на:
- принадлежащих Императору
- бальзамированных
- прирученных
- молочных поросят
- сирен
- сказочных
- бродячих собак
- бегающих, как сумасшедшие
- неисчислимых
- нарисованных тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти
- разбивших вазу
- издалека кажущихся мухами
"Небесная империя благодетельных знаний"
И ведь совершенно справедливая систематика… Систематика –
сложная штука. С одной стороны – многим хочется, чтоб все было
разложено по полочкам и в любой момент времени было известно – что как
называется и в какой взаимосвязи с остальным миром состоит. С другой
стороны – мир слишком велик, возник давно, и кто его знает, в каких
связях на самом деле оно все состоит? Все реклама делится на:
- Удачную, то есть которая принесла продажи рекламируемого товара и прибыль
- Целевую, то есть ориентированную на заинтересованных в данном
товаре или услуге людей. Даже если они не сделали заказ прямо сейчас,
они запомнят и в нужный момент обратятся
- Попадающуюся в нужное время в нужном месте
- Креативную, когда человек, столкнувшийся с рекламным
объявлением теряет дар речи и чувство ориентации в пространстве, и
ходит, повторяя все время одну лишь фразу "Вот это да!"
- Скрытую
- Навязчивую
- Очень навязчивую
- Бездарную
- Бестолковую
Первые пять нас вполне радуют и выполняют множество полезных для
развития общества функций. Последние четыре - вызывают негативные
эмоции как у заказчиков рекламы, так и у простых потребителей. Естественно,
что любой заказчик рекламы в здравом уме и твердой памяти, желает,
чтобы его реклама была удачной, и его мало интересуют подробности, кто,
как и каким способом сделает ему именно такую рекламу. А любой
потребитель – будет рад нужной рекламе и с любопытством посмотрит на
рекламу креативную. Что такое реклама? В энциклопедии от Кирилла и Мефодия, в разделе
"Экономика" есть вот такое определение: "Открытое оповещение о товаре,
услугах, которое проводится с использованием различных средств:
отдельных изданий (проспекты, каталоги, плакаты, листовки),
периодической печати (статьи, объявления, вкладки), кино, телевидения,
радио, наружной, прямой почтовой рекламы и т.д. Действенность Рекламы
зависит от ее целенаправленности, меткости. Реклама является составной
частью маркетинга, обеспечивающей продвижение товара на рынке." Тогда что же такое "Реклама в интернете"? Очевидно, все то же самое,
но вместо "различных средств" подставляем "интернет". Получается:
"Реклама в интернете – это открытое оповещение о товаре, услугах,
которое проводится с использованием любых возможностей интернета:
отдельных сайтов, каталогов, поисковых систем, периодических изданий,
статей, объявлений, гиперссылок, баннеров, рекламных страниц,
интерактивных роликов, игр, прямой почтовой рассылки и т.д.
Действенность Рекламы зависит от ее целенаправленности, меткости.
Реклама является составной частью маркетинга, обеспечивающей
продвижение товара на рынке." Так какая же реклама бывает в интернете? А с чьей точки зрения? С
точки зрения рекламодателя – удачная и неудачная. С точки зрения
потребителя – нужная и навязчивая. С точки зрения рекламной площадки –
дорогая и дешевая…. Есть только один круг людей, для которых этой
систематики не достаточно. Этот круг – люди и компании, профессионально
занимающиеся рекламой в интернете. Ибо они более всех других
заинтересованы в том, чтобы та реклама, которую они делают – работала.
Чтобы тот рекламодатель, который пришел к ним однажды – приходил снова
и снова и приводил своих коллег. Реклама в интернете необходима и занимаются ей практически все
подряд. В той или иной мере рекламой занимаются программисты,
дизайнеры, журналисты и студенты. Вопрос только в том, сколько и каких
вопросов задает себе тот или иной "рекламист", создавая и размещая
рекламу. Дизайнеры рисуют красивые с их точки зрения баннеры и в чем-то даже
гениальные флеш-заставки. Журналисты придумывают слоганы и
нестандартные способы привлечения скучающей публики – викторины,
розыгрыши, лотереи. Студенты, вооружившись калькулятором, высчитывают в
какой баннерной сети лучше купить полмиллиона показов – где дешевле и
где легче. Мало кто из них пытается разобраться в тонкостях
рекламируемого товара. Одни и те же баннеры используют сначала для
рекламы только что открывшегося сайта знакомств, затем – для рекламы
сотовых телефонов, потом – для рекламы мини-пивзаводов и размещаются
все в тех же баннерных сетях. Эффект – минимальный. А как же "реклама является составной частью маркетинга"? И
"действенность рекламы зависит от ее целенаправленности"? Забывают….
Непрофессионалу проще выклянчить пару сотен баксов у ничего не
понимающего клиента и наобещать ему назавтра златые горы, чем долго и
последовательно выяснять все преимущества товара, вычислять его целевую
аудиторию, смотреть и снова вычислять пути этой целевой аудитории, а
потом экспериментировать с разными рекламными площадками и разными
видами рекламы, разной цветовой гаммой и новыми текстами…. Профессиональная реклама отличается системным подходом – план
рекламной кампании тщательно продумывается, рекламируемый товар и его
целевая аудитория – изучаются. Профессионал несет ответственность за
то, что он делает. Если реклама оказалась неэффективна - этот клиент не
только сам не придет, он еще и всем своим коллегам-партнерам расскажет
о том, как он пролетел с этой интернет-рекламой.
В последнее время появилось два направления развития специалистов в интернет-рекламе. Первое – специализация рекламных агентств только на
рекламе в интернете. Эти агентства смогли накопить солидный опыт уже
проведенных рекламных кампаний, многому научились на собственных шишках
и на собственных победах. Они четко знают, что такое реклама, в их
штате есть профессиональные рекламисты и психологи. И кроме того, они
хорошо знают интернет – имеющиеся рекламные площадки, их эффективность.
Они сразу же могут сказать, что реклама он-лайновых игр на РБК будет
неэффективна. Как впрочем, и реклама он-лайновой торговли акциями на
игровом сайте. А потом многозначительно добавят: "Хотя, конечно, это во
многом зависит от креатива". Такие рекламные агентства способны
придумать самые восхитительные рекламные ходы, нестандартные акции и
рекламные эксперименты. Второе – девелоперские компании полного цикла. Они
выросли из студий веб-дизайна, которые создав сайт для своего клиента
не бросили его как котенка в бескрайнее море интернета, а остались с
клиентом рядом. Такие компании разрабатывают для клиента дизайн и
информационную структуру сайта, наполняют его контентом, адаптируя то,
что хочет клиент, под восприятие в интернете. Размещают сайт клиента в
сети. Обновляют и поддерживают его. И когда они берутся за рекламу
своих клиентов – они четко знают и своего клиента, и его товар, и
целевую аудиторию и ее запросы. Реклама в таких фирмах идет в ходе
естественного развития, рекламные объявления и баннеры создаются четко
соблюдая уже имеющийся корпоративный стиль клиента. Реклама – это
продвижение клиента, его сайта и товара в сети, элемент общего, единого
маркетинга. А не стихийное бедствие. Реклама в интернете – безусловно необходима. Но
по-разному. Интернет-ресурсы должны рекламироваться шире и заметнее.
Интернет-магазины – разумнее и нацеленно на конкретного покупателя.
Сайты небольших оф-лайновых предприятий – совсем по-другому. Но
обязательно профессионально. Ирина Терентьева
|